Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Тулуна

«Социально-эмоциональное развитие детей, с ограниченными возможностями здоровья, через театрализованную деятельность».

Тема: «Социально-эмоциональное развитие детей, с ограниченными возможностями здоровья, через театрализованную  деятельность».

Одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения - является развитие и воспитание гармоничной, всесторонне-развитой личности.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает  не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточный уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.

В современной (коррекционной) педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация представляет собой  процесс адаптации человека к окружающему миру. Человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет приспособиться к нему.

Социальное развитие-это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Каждый ребёнок появляется на свет, имея свой физио-биологический код, то есть наследственные особенности, и от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребёнок, зависит формирование новой личности. Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений родителей и обычаев  от поколения к поколению.

А что вообще собой представляет судьба детдомовского ребенка, особенно, если он попадает туда довольно рано? Его судьба предопределена. Он воспитывается в коллективных условиях. Он не знает семьи. Он не знает социальной адаптации в том виде, в котором ее знает семейный ребенок.

Дети-сироты, которые  воспитываются в учреждениях закрытого типа,  лишены окружающей действительности, они не в полной мере приобщены к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живёт общество.

Обеспечение условий для  продуктивного взаимодействия детей с окружающими - являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

Исходя из всего вышеизложенного, я хочу сказать, что одной из основных  целей моей педагогической  деятельности  (по социальному развитию) является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать первые шаги по жизни, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социуме.

В своей работе (по социуму) выделила основные направления, с помощью которых  мною решается данная проблема :

-интеллектуальное;

-нравственное;

-патриотическое;

 -трудовое;

-эстетическое;

-физическое;

Задача интеллектуального направления заключается в накоплении у детей  основных знаний и умений, вырабатывание у них способности эти знания и умения усваивать и анализировать. Развитие психических процессов, стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Развитие мелкой моторики, речи.

Задача нравственного направления заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Знакомство с различием половых ролей мальчиков и девочек. Усвоение норм общения со взрослыми и сверстниками.

Задача патриотического направления  заключается в:

- воспитании у детей любви и привязанности к (семье) сверстникам, приближённому обществу, детскому дому, улице, городу;

-знание места жительства, страны, столицы;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-  формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-осознание смысла терминов «моё», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности.

Задача трудового направления  заключается в формировании начальных трудовых умений и навыков и  дальнейшее их совершенствование. Формирование уважения к людям труда, развитие потребности трудиться. Формирование навыков самообслуживания.

Задача эстетического направления заключается в эстетическом просвещении детей, формирование у них эстетических умений. Развитие эстетических чувств и задатков.

Задача  физического направления  заключается  в развитии мелкой и общей моторики, координации движений, основных групп мышц. Формирование игровых навыков. Закладывание основ личной гигиены и закалки.

ВЫВОД: Интеграция всех этих направлений способствует приобретению у детей не только первоначальных, необходимых знаний, умений и навыков, но и решает многие вопросы связанные с дальнейшей социализацией детей в обществе.

В качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач  воспитания детей является формирование социально-эмоциональной сферы и коррекция ее недостатков . Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения любой деятельностью и в значительной степени определяют эффективность обучения, поэтому  работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, очень актуальна и важна.

Социально-эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоции, как своеобразные психологические процессы, формируются с первых месяцев жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Эмоциональное воспитание ребёнка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума. Ибо, то, как будут усваиваться новые знания, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

 Проблема   детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается в своеобразии социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети, с ограниченными возможностями здоровья, не уверенны в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Эмоции таких детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать. Необходимы значительные усилия для  того, чтобы ребёнок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых , а в дальнейшем – мог адекватно регулировать своё поведение.

Собственный практический опыт свидетельствует о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения социально-эмоциональная деятельность у детей данной категории развивается со значительным  отставанием от социально-эмоциональных  умений и навыков  нормально развивающихся сверстников.

Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность (специальных) дошкольных учреждений системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование у детей социально-эмоциональных навыков, а также  обучения педагогов способам эффективного взаимодействия с ребёнком.

В своей работе по социально-эмоциональному развитию выделяю следующие задачи:

· освоение ребёнком многообразия социально-эмоциональных отношений;

· формирование умений отражать эти отношения в различных видах деятельности и в повседневной жизни;

· развитие эмоционального интеллекта ребёнка, т.е. формирование умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные проявления других людей;

· проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях;

· уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать своё поведение.

Работа по коррекции социально-эмоциональной сферы проводится мною не только на специально организованных  занятиях в соответствии с учебным планом, но и в процессе повседневной работы во всех видах детской деятельности. В процессе работы мною применяются как реальные, так и специально созданные ситуации общения, стимулирующие детскую активность. Использую  разнообразные  упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, чтение и анализ художественных произведений, конкурсы. Для выражения основных эмоций, для выразительности мимики, пантомимики, речи использую разнообразные игры, упражнения, этюды с показом и изучением различных эмоциональных  состояний.

Я побуждаю детей строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе позитивного эмоционального общения, взаимного уважения и любви. У детей воспитываю эмпатийные чувства: умение относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с радостью оказывать помощь, проявлять поддержку и терпимость в совместной деятельности со сверстниками. Приучаю детей к этикетным формам общения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, культурно разговаривать, прилично вести себя в общественных местах).Формирую у детей представления о себе, родственных отношениях, социальных ролях окружающих людей, воспитываю уважение к взрослым.

Постепенно у детей развивается эмоциональный интеллект, формируются собственная позиция, оценки и предпочтения, что позволяет ребёнку занять определённое положение в коллективе сверстников.

Вывод: Целенаправленное формирование эффективных социально-эмоциональных навыков  позволяет выявить, и в случае необходимости, скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе, и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций.

 Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования социально-эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. И крохотные песенки, потешки,  и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребёнка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому педагог, обращая главное внимание на развитие чувств ребёнка, при чтении книг, просмотре кинофильмов, театрализованных представлений, спектаклей должен не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Произведения искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.  Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и , что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Сказка особенно пробуждает активность ребёнка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся в зрительном зале и  являются слушателями или зрителями, они могут вскакивать с мест, подсказывать героям, смеяться, выкрикивать, т.е. пытаются вмешаться в ход событий. У многих детей наблюдается не только интерес к сказке и её персонажам, но и у более активных детей проявляется бурное желание непосредственно самим быть героями этих сказок. Дети дают понять, что они хотят быть непосредственными участниками этих сказок. Где, как ни в театрализованной деятельности дети могут воплотить своё желание играть в сказку. Здесь они  с удовольствием могут перевоплотиться и в разнообразных животных и в сказочных героев.

Театрализованная деятельность является одним из основных методов коррекции социально-эмоциональной сферы. Ребёнок учится узнавать эмоции и дифференцировать их, а так же адекватно реагировать на внешние социальные воздействия. Большую роль играет развитие чувства сопереживания, которое эмоционально объединяет детей и помогает свободному проявлению своих чувств. Театрализованная деятельность  эмоционально окрашена и чрезвычайно насыщенна, что делает ее особенно привлекательной для детей. Так же  она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в «процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно-от лица какого-либо персонажа, это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованная деятельность  является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место  в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка.

Синтетический характер театральной деятельности, то есть сочетание речевой, музыкальной, танцевальной, способствует общему развитию детей с отклонениями в развитии. Атмосфера театрально-игровой деятельности способствует формированию у детей ответственности и коллективизма. Всё это благотворно влияет на ребёнка с проблемами в развитии и способствует его социальной адаптации.

Вот такие немаловажные функциональные возможности несёт в себе театрализованная деятельность.

Я работаю по театрализованной деятельности уже несколько лет. На первоначальном этапе своей работы  сочла нужным приобрести необходимую литературу по данной теме, изучить её. Сразу же сделала папку по театрализованной деятельности, куда вкладывала приемлемый для работы с детьми материал. Изучая литературу  выбирала необходимый материал, обрабатывала его и оформляла в виде консультаций. Создала словарь театральных терминов. Сделала описание и рекомендации по изготовлению различных видов кукольных театров (плоские игрушки, пальчиковый театр, игрушки – топотушки, куклы из коробок, и т.д), по оформлению сцены:  из каких подручных средств её можно сделать, как оформить

После изучения литературы и подбора необходимого материала я приступила к изготовлению наглядно-практического материала, что в дальнейшем  поспособствовало созданию  «Мини-театра» в нашей группе. На данный момент в нашем «Мини-театре» имеется:

· разнообразный дидактический материал (для проведения игр и упражнений),

· иллюстрированный материал,

· различные плоскостные и объёмные куклы,

· реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей;

· игрушки,

· костюмы, элементы костюмов;

· ширмы для кукольного театра;

· декорации,

· музыкальные (шумовые) инструменты;

· разнообразные виды театров:

- стендовый театр (ковролинограф, теневой, стенд-книжка)

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный);

- театр верховых кукол (бибабо);

- театр на ложках, кружках, бутылках;

- конусный, цилиндрический театры;

- театр масок;

- картонажный театр;

- театр «обруча»;

- театр «круга»;

- театр «веников»;

- театр «веера»;

В нашем «Мини – театре» имеется зеркало, которое позволяет детям видеть себя в различные моменты театрализованных игр. Здесь нет привычных детских столов и стульев. Дети могут сесть на коврики, на мягкие модули и т.д. Вся атрибутика для театрализованных игр размещена на полу,  на полках, в специальном шкафу.

Материал собирался и накапливался годами, теперь в нашем «Мини – театре» есть всё необходимое для проведения театрализованной деятельности, предметно-развивающая среда этого уголка позволяет детям поиграть с театрализованными  куклами, могут отдохнуть, просмотреть иллюстрации к сказкам, разнообразные литературные произведения.

Основной целью своей работы считаю: « Развитие личности ребёнка, с ограниченными возможностями здоровья, коррекция его социально-эмоциональной сферы, интеллектуальных возможностей средствами театрализованной деятельности».

Задачи:

-Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-Развивать познавательные процессы и социально-эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта;

-Формировать социальные навыки через знакомство с различными видами театров;

-Воспитывать желание проявлять активность (в разных видах театрализованной деятельности: в праздниках и развлечениях, кружковой работе и т.д.);

-Побуждать детей к творческой самореализации в процессе приобщения к театрально – игровой деятельности.

-развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта, средствами театрализованной деятельности.

 Задачи решаю через систему организованных групповых и индивидуальных занятий и массовых театрализованных праздников и развлечений.

Занятия провожу  2 раза в неделю по 30 минут

Содержание занятий по театрализованной деятельности  включают в себя:

просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, прослушивание сказок, беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; дикционные упражнения; задания на развитие речевой и интонационной выразительности; игры-превращения; упражнения на развитие детской пластики; пальчиковый игротренинг (для кукловождения); отдельные упражнения по этике во время драматизации; подготовка(репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.

Свою работу по театрализованной деятельности начинала с детьми младшей группы. На первоначальном этапе  нужно было привить  детям интерес к театрализованной деятельности, для этого я использовала наглядно-практический материал который имеется у нас в группе в «Мини-театре». Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций или с обыгрывания игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Я создавала условия, при которых у ребёнка возникала бы увлечённость ходом игры, понимание смысла, содержания игры, а так же стремление участвовать в ней. Все выполняемые мною действия проводились на насыщенном эмоциональном фоне, использовала мимику, пантомимику, применяла выразительные средства речи. Что бы разнообразить работу, поддержать интерес у детей, активизировать их слуховое внимание стала использовать в работе технические средства - это магнитофонные и цифровые  записи. Мы учились с детьми описывать природу, место действия, портрет персонажа, его настроение, анализировали поступки героев, делали выводы.

Постепенно стала знакомить детей с различными видами кукольных театров, на глазах у детей показывала небольшие кукольные спектакли.

Я пыталась создавать такие условия, чтобы дети почувствовали, что процесс театрального действия интересен, приносит радость и удовольствие.

Дети стали проявлять интерес к игре и я стала расширять свою кружковую  работу: - я проигрывала действия того или иного персонажа на глазах у детей;

- мы выполняли совместные игровые действия;

- дети выполняли игровые действия по подражанию,  по словесной инструкции;

- выполняемые действия дети сопровождали речью, эмоциями;

- я знакомила детей  с разными видами кукольных театров и их устройством.

- старалась обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Результатом всего этого было то, что можно было наблюдать как ребёнок постепенно в процессе таких игр из пассивного зрителя превращался в активного участника.

Работу продолжала  по обучению  детей простейшим приёмам кукловождения. Для этого использовала различные виды настольных театров. Дети разыгрывали хорошо им знакомые русские народные сказки такие, как: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Работу над сказками начинали со знакомства: чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение сказки по заранее намеченным вопросам, помогающим создать образы персонажей для будущих ролей и игровых действий. Очень помогают на этом этапе такие игры как: «Опиши героя», «Я начну, а вы закончите», «Изобрази персонажа» - ребёнок с помощью движений, мимики, пантомимики, эмоций,  изображает персонажа, не называя его, а я предлагаю детям отгадать, кто вошёл к нам в комнату. Игры на темы сказок в отдельных ситуациях преображают эмоционально пассивных и неотзывчивых на чужую беду детей. Таким образом, при перемене сказочных ролей  у детей наблюдаются вполне соответствующие эмоциональные проявления.

Постепенно вводила в спектакли детские шумовые инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, трещётки, и т.д.), которые обогащают  репертуар, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма у детей.

Дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна , небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене не принуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна постоянная тренировка на играх-занятиях, где главной целью становится – помочь ребёнку овладеть следующими средствами образной выразительности:

-интонацией:

Я предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) сначала по подражанию воспитателя, а затем и самостоятельно. Не всем детям удавалось сочетать интонационную выразительность речи с движениями. Приходилось показывать, как передавать настроение героев сказки, их характер. Фигурки, используемые для инсценировок, всегда находились в уголке театра, дети свободно играли фигурками, обыгрывали того или иного персонажа. Так постепенно создавался образ какого-либо героя (непослушного медвежонка, трусливого зайчика, доброго слонёнка).

-позами:

Сначала я предлагаю детям поиграть в знакомые им игры такие как: «Море волнуется», где дети с помощью поз изображают разнообразные виды фигур; затем предлагаю им позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например, берёзку, птичку. и др.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу.

-жестами:

Жесты - важное средство невербальной выразительности. Начинать надо с простых сценических заданий: как жестом можно показать состояние или ощущения человека (очень горячо, я замёрз, мне больно); следующие упражнения включают же несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками).

-мимикой:

Научить детей по выражению лица (глазам и бровям, губам) определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец и т.д.).

-пантомимикой:

В которой сочетаются позы, жесты, мимика. Предложить детям с помощью образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой». Потом предлагается детям изобразить распустившийся цветок, прыгающую лягушку, качающееся на ветру дерево.

Чтобы лучше  научить детей выражать основные эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать голосом и интонацией особенности роли стала использовать в работе с детьми  разнообразные этюды.

Работа  над  этюдами  развивает  многие  качества,  в  том  числе  умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение: знакомство, просьба, благодарность, угощение, разговор по телефону, утешение, поздравления и пожелания. С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.  Этюды разыгрываются как по вымышленным сюжетам, так и по сказкам, вначале мы определяем характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный), затем составляем его речевую характеристику. Каждый  персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

В своей работе я большое значение уделяю ритмогимнастике, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.  Всё это  позволяет  развить  у  детей  естественные  психомоторные способности, умение равномерно двигаться, не сталкиваясь друг с другом  произвольно  реагировать  на  музыкальный  сигнал,  умение  передавать  в свободных импровизациях характер, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром. Наряду  с  упражнениями  и  играми,  направленными  на  развитие двигательных  навыков,  проводятся  специальные  игры  в  попеременном напряжении  и  расслаблении  различных  групп  мышц,  вплоть  до  полного расслабления тела, лежа на полу.

Занятия с детьми  провожу с постепенным усложнением: после овладения детьми первоначальных  и необходимых навыков театрализованной деятельности предлагаю детям разыгрывать разные сценки, ставить спектакли, театрализованные представления. С каждым ребёнком обсуждается, что он будет и как он будет делать, используя уже известные образные средства.

После того как дети достаточно поупражняются над актёрской техникой мы устраиваем праздники, готовим драматизацию сказок, где дети используют все средства актёрской выразительности усвоенными ими на занятиях.

В играх – драматизациях слово связано с действиями персонажей. В данных играх дети разыгрывают  готовые тексты. Поэтому  я  отбираю из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, что способствует формированию положительной «Я-концепции».

ВЫВОД: Театрализованная игра как один из видов творческой игровой деятельности изначально обладает обширным коррекционно-развивающим потенциалом применительно к социально-эмоциональному  опыту дошкольников.  Она  программирует различные социально-ролевые позиции детей, включает их в систему многообразных социальных отношений и активизирует их самосознание. В  процессе данной игровой деятельности востребуются все компоненты социального опыта, поскольку в ее рамках происходят познание и эмоциональная оценка дошкольником окружающего мира; кроме того, ребенок включается в коммуникативное взаимодействие и реализует заданные нормы поведения.

В заключении хочу сказать, что от того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых  для них условиях школьной жизни, а приобретённый опыт в детском доме позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

26 ноября 2015 в 21:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.